Сахих фикх сунна раздел «Закят»
15/06/2019

Перевод книги «Сахих фикх сунна» раздела «Закят». Автор шейх Абу Малик Камаль бин Сайид Салим наш современник один из учеников шейха Мустафа аль Адави.

Раздел «Закят»

Определение слова «Закят»:

Лингвистическое значение слова «Закят» (прирост) — это сам процесс: добавить что — либо, если это увеличилось и прибавилось. Закят – это баракят, увеличение, очищение и улучшение.

А шариатское значение слова «Закят» — это конкретная доля из определенного вида имущества, в определенное время, которая распределяется на конкретных личностей.

И эта конкретная, выплачиваемая доля имущества прозвана «Закят», потому что она увеличивает имущество, из которого оно было взято, по сути пополняет его и защищает от бед. Это потому, что закят очищает душу того, кто его выплачивает, как об этом сказал Всевышний: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь (их имущество, потому что если не выплачивать его, то имущество портится) и очистишь их (их сердца, потому что если не выплачивать его, то сердце портится. Ат Тауба 103

Положение закята и его степень

Закят – это обязанность каждого у кого собрались все условия для его обязательности. И то, что закят является обязательным, то на это указывает Куран, сунна и единогласное мнение ученых (иджма’).

Что касается курана, то большое количество аятов указывают на его обязательность и на то, что не нужно проявлять халатность по отношению к закяту. Даже так, что закят упоминается вместе с намазом в восьмидесяти двух аятах, из них слова Всевышнего: «Выстаивайте молитву и выплачивайте закят». Аль Хадж 78. Всевышний сказал: «Возьми из их имущества садака, посредством которого ты их очистишь (их имущество, потому что, если не выплачивать его, то имущество портится) и очистишь их (их сердца, потому что, если не выплачивать его, то сердце портится. Аль Бакара 110. И суровой является угроза для того, кто скупится выплачивать закят, Всевышний сказал: «Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, то обрадуй же их болезненным наказанием. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: «Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!» Ат Тауба 34, 35. И пришло достоверно от Ибн Умара и от Джабира бин АбдуЛлах, что они оба говорили: «Если выплачивается закят с имущества, то не называется, что оно накапливается».

А касательно сунны, то пришли хадисы, утверждающие обязательность закята. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , когда отправил Му’аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, в Йемен, то сказал: «Поистине, ты отправляется к людям писания, призови же их к свидетельству, что нет никого достойного поклонения помимо Аллаха и, что я – посланник Аллаха. Если они подчинятся этому, то дай им знать, что Всевышний Аллах обязал их пяти молитвами каждый день и каждую ночь. И если они подчинятся этому, то дай им знать, что Всевышний Аллаха обязал их милостыней (садака) из их имущества, которое будет взято у их богачей и передаваться их беднякам. И если они подчинятся этому, то не забирай лучшее из их имущества и остерегайся мольбы того, с кем поступили несправедливо, поистине, между этой мольбой и между Аллахом нет преграды».

И так же сошлось единогласное мнение ученых на обязательность закята, никто со времен пророка, , и до наших дней не противоречил.

А относительно его степени в религии, то закят – это столп из пяти столпов ислама, это третье к чему призывается после двух свидетельств и молитвы. Пророк, , сказал: «Ислам основан на пяти: Свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха. Выстаивание молитвы. Выплачивание закята. Пост в Рамадан. Паломничество к Каабе, для тех, у кого есть на это возможность».

И поэтому пророк, , брал у сподвижников присягу на закят, передается от Джарира бин АбдуЛлах, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я дал присягу пророку, , на выстаивание молитвы, выплачивание закята и то, что буду искренним со всеми мусульманами».

И пророк, , приказывал сражаться с теми, которые отказывались выплачивать закят, передается от Ибн Умара, что посланник Аллаха, , сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Пока не начнут выстаивать молитву и выплачивать закят …».

Некоторые достоинства и пользы закята

  1. Закят – это описание благородных обитателей рая. Всевышний сказал: «Поистине, богобоязненные пребудут в райских садах и среди источников. Получая то, что даровал им их Господь, до этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи. А перед рассветом они молили о прощении. И выделяли определенную долю своего имущества просящим и обездоленным». Аз Зарийат 15 – 19.
  2. Закят – это описание верующих, достойных милости Аллаха, Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины одни из них являются покровителями других, приказывают одобряемое и запрещают порицаемое, выстаивают молитву, выплачивают закят и подчиняются Аллаху и Его посланнику. Их помилует Аллах». Ат Тауба 71.
  3. Аллах увеличивает и хранит закят для того, кто его выплачивает, Всевышний сказал: «Аллах уничтожает ростовщичество (либо полностью лишает его из рук того, кто занимается ростовщичеством, либо забирает баракят) и увеличивает подаяния». Аль Бакара 276. Пророк, , сказал: «Тот, кто подаст милостыню размером с финик, но добытый дозволенным путем, а Аллах принимает лишь то, что было добыто дозволенным путем, то Аллах принимает ее Своей правой рукой, затем хранит ее для того, кто ее подал, подобно тому, как кто-либо из вас хранит свое дитя, и так до тех пор, пока она (милостыня) будет размером с гору».
  4. Всевышний Аллах заведет в тень от жара Судного дня того, кто выплачивал закят. Пророк, , сказал: «Семерых Аллах укроет Своей тенью в Тот день, когда не будет тени, кроме Его тени… и так же того человека, кто подавал милостыню и скрывал это так, что даже его левая рука не знала, сколько пожертвовала его правая рука…».
  5. Закят – он увеличивает имущество и прибавляет его, и открывает двери пропитания тому, кто выплачивает его. Пророк, сказал: «Подаяние не уменьшает имущество…».
  6. Закят – это причина ниспослания благ, а не выплата его – это причина отсутствия благ, как пришло в хадисе: «… и какой бы народ не отказался бы от выплаты закята с их имущества, то обязательно у них перестают идти дожди, и если бы не их животные, то дождей бы не было».
  7. Закят – он стирает ошибки и грехи, как пришло в хадисе Му’аза бин Джабаля, что пророк, , сказал: «…, а садака стирает прегрешения подобно тому, как вода тушит огонь».
  8. Закят – это довод на правдивый иман того, кто его выплачивает. А это потому, что имущество любимо страстям, а любимая вещь не оставляется только лишь по причине такой же любимой вещи или сильнее ее, даже скорее оставляется только лишь по причине более любимой вещи. И поэтому закят был назван «Садака», что в переводе означает как: Подтверждение искренности, потому что он указывает на искреннее стремление к довольству Всевышнего Аллаха того, кто его выплачивает.
  9. Закят – он улучшает нравы того, кто его выплачивает и раскрывает ему грудь. Тот ,кто выплачивает закят, то его закят вытаскивает его из круга скупых и заводит его в круг благородных и раскрывает его сердце. И если человек, будет расходовать свое имущество искренне, то он увидит, что его грудь раскрыта.
  10. Закят – он оберегает имущество и защищает его от восстания бедняков и от рук ослушников.
  11. Закят – это помощь беднякам и нуждающимся, он помогает либо начать работу, либо возобновить деятельность, если они были способны на это. И помогает им в житейских обстоятельствах, если они сами не были в состоянии. Помогает коллективу справляться с проблемой как бедность и спасает государство от развала и ослабления.
  12. Закят – это участие мусульманина в его общественных обязанностях на помощь развитию исламского государства, выплачивая долю при нуждах, на подготовку войска, на отражение врага, и на помощь беднякам до состояния достатка.
  13. Закят – благодарность за материальную милость.

Положение того, кто отказывается выплачивать закят и наказание за это

  1. Ученые единогласны, что тот, кто отрицает обязательность закята, то такой является неверным по единогласному мнению ученых, потому что он обвиняет во лжи Куран и сунну и отрицает общеизвестные религиозные положения.
  2. А тот, кто подтверждает его обязательность, однако отказывается выплачивать его то:

А) Передается от Ахмада, что он сказал: «Тот, кто оставляет его из-за жадности, то такой становится неверным, подобно тому, кто оставляет намаз по причине лени». И подкрепили этот риваят некоторые ученые ханбалитского мазхаба и привели в довод на это слова Всевышнего: «И если они покаются, начнут выстаивать намаз и выплачивать закят, то они ваши браться по вере». Ат Тауба 11. И сказали, что братство в религии прерывается только по причине того, что человек вышел из религии. А Аллах зацепил установление братства за эти три описания: Покаяние от ширка. Выстаивание молитвы. Выплачивание закята.

Б) Однако большинство ученых склонились к мнению, что отказ от выплаты закята по причине скупости, не отрицая его обязательность, то такой считается совершившим великий грех и великое преступление, и такой попадает под суровые угрозы о болезненном наказании в Судный день. Однако не выходит из религии по причине этого, до тех пор, пока он подтверждает обязательность закята.

И это (второе) мнение – правильное, которое подкрепляет хадис от Абу Хурайры, что пророк, , когда упомянул тех, кто отказываются выплачивать закят с золота и серебра, и после того, как упомянул их наказание он сказал: «Затем, их путь лежит либо в рай, либо в огонь». А если бы он был неверным, то его путь не лежал бы к раю, а Аллаху ведомо лучше.

А касательно наказания в этой жизни того, кто отказывается выплачивать закят, то их бывает два: Со стороны предопределения и со стороны шариата.

Со стороны предопределения[23], Всевышний Аллах испытает всех, кто скупится на права Аллаха и права бедняков, испытает их голодом и засухой, как об этом сказал, : «И если какой угодно народ откажется выплачивать закят, то Аллах испытает их засухой». А в другом риваяте «то непременно лишит их дождя».

А что касается со стороны шариата, то:

А) Если тот, кто отказывается выплачивать закят, находится под властью правителя, то правитель забирает у него закят силой, как об этом сказал пророк, : «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха, Мухаммад – посланник Аллаха. И если они произнесут это, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а расчет их у Аллаха». А закят является этим правом. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, в присутствии сподвижников сказал: «Закят – это право имущества, клянусь Аллахом, если они откажутся выплачивать мне (хотя бы) козленка, которого они выплачивали посланнику Аллаха, , то я буду сражаться с ними из-за этого…». И большинство ученых считают, что если у того, кто отказывался выплачивать закят, был силой изъят закят, то с него уже больше ничего не берется сверх этого, приведя в довод хадис «Нет права в имуществе, помимо закята».

А Аш Шафии в старом мнении, так же Исхак и некоторые последователи Ахмада, склонились к тому, что у него вместе с закятом нужно еще забрать половину его имущества, в наказание за это. И привели в довод хадис: «… а тот, кто откажется выплачивать его, то я заберу его и половину его имущества».

Первая группа ответили на этот хадис, что от отменен, а вслед за этим можно сказать, что утверждение на отмену – не принимается, т.к. дата неизвестна.

Б) А если тот, кто отказывается выплачивать закят, находится не под властью правителя, то правитель имеет право сражаться с ним, потому что сподвижники сражались с теми, которые отказывались выплачивать закят

А касательно наказания в последней жизни тех, которые отказываются выплачивать закят, то на это пришло несколько текстов, такие как:

  1. Слова Всевышнего: «Те, которые копят золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха… это то, что вы копили для себя, вкусите же то, что вы копили» Ат Тауба 34, 35.
  2. Передается от Абу Хурайры, что пророк, , сказал: «Тот, кому Аллах даровал имущество, а он не выплачивал с него закят, то пред ним в Судный день будет представлена змея с черными точками над глазами, будет обвивать его в Судный день, затем укусит его и скажет: «Я твое сокровище, я твое имущество». Затем он прочитал: «Те, которые скупятся на то серебро, которое даровал им Аллах, никак не считай его благом для них… и Он осведомлен о том, что вы совершаете». Аль Имран 180.
  3. Передается от Абу Хурайры, что он сказал: «Посланник Аллаха, , сказал: «Любой тот, кто будет копить сокровища и не отдавать его закят, то оно будет нагрето в адском огне, сделают из них листы и будут ими клеймить бока того, кто не выплачивал закят и его лоб. И это будет продолжаться до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Судный день, длина которого равна пятидесяти тысячам годам. Затем, его путь лежит либо в рай, либо в ад. И любой тот, кто владел верблюдами и не выплачивал закят с них, то он будет брашен на участок земли, на котором находится водоем, и он будет шире и лучше чем в этой жизни. По нему будут проходить верблюды и каждый раз, когда последние пройдут по нему, то первые будут возвращаться вновь и так до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Тот день, длина которого равна пяти десяти тысячам годам, а затем его путь лежит либо в рай, либо в ад. И любой тот, кто владел баранами и не выплачивал с них закят, то он будет брошен на землю, на которой есть водоем и она будет больше и шире чем в этой дунья. И они будут топтать его своими копытами и бодать его своими рогами, а среди баранов не будет безрогих или с круглыми рогами (т.е. все бараны будут с прямыми рогами). И каждый раз, когда последние бараны будут проходить по нему, то первые будут возвращаться и так до тех пор, пока Аллах не рассудит Своих рабов в Тот день, длина которого равна пятидесяти тысячам годам, которые вы отсчитываете. Затем его путь лежит либо в рай, либо в ад…».

Условия, при которых закят становится обязательным

Закят с имущества становится обязательным лишь только при наличии условий. И это мудрость Аллаха, что Он для обязательных действий сделал условия, т.е. конкретные описания, что оно становиться обязательным, лишь только при наличии этих описаний, чтоб шариатские обряды были четкими.

А если бы там не было бы условий, то каждая бы вещь подвергалась сомнению, обязательна ли она или нет. Так же есть и препятствия, при наличии которых закят не становится обязательным, даже если и собрались все условия. И так во всем остальном, обязательно должны собраться все условия, и обязательно должны отсутствовать все препятствия.

И эти условия делятся на два вида: Условия, которые должны собраться в самом человеке и условия, которые должны собраться в имуществе.

Условия, которые должны собраться в самом человеке для того, чтоб закят стал обязательным для него.

Для такого человека есть два условия:

  1. Чтоб не был рабом, закят для раба не является обязательным, потому что он не владеет, его хозяин владеет всем, что в руках его раба. Пророк, , сказал: «Кто будет продавать раба, у которого есть какое-либо имущество, то все его имущество остается тому, кто его продал, если только они не договорятся». И так же Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Нет закята в имуществе раба до тех пор, пока его не освободят». Так же передается от Кайсана бин Аби Саид аль Макбари, который сказал: «Я пришел к Умару с закятом со своего имущества в двести дирхамов, = в тот момент, как я подписал договор на выплату определенной суммы в обмен на свое освобождение из рабства, = и он спросил: «Ты освободился (из рабства)?» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Иди и подели эти деньги».
  2. Чтобы был мусульманином, закят не является обязательным для кафера по единогласному мнению ученых, потому что это поклонение, которое очищает, а для неверного нет очищения, пока он находится в своем неверии. Все что мы говорим, что закят необязателен с его имущества, этим хотим сказать, что не обязываем его выплачивать закят до тех пор, пока он не примет ислам. Поистине, закят у него не будет принят и нет толку обязывать его выплачивать закят. Всевышний сказал: «Все что помешало их расходам быть принятыми, а это то, что они не уверовали в Аллаха и Его посланника». Ат Тауба 54. Но это теперь не означает, что кафер не будет спрошен за оставление закята, поистине, более правильное мнение из основ фикха, что приказы шариата распространяются и на каферов тоже, а Аллах лучше знает.
Это что касается тех каферов, которые в своей основе не были мусульманами. А касательно вероотступника, да убережет нас Аллах от этого, то если закят стал обязательным для него, когда он еще был мусульманином, то он не спадается с него по причине вероотступничества, это у ученых шафиитского и ханбалитского мазхабов. Потому что эта обязанность, которая не спадает из-за вероотступничества, точно так же как и штраф за порчу. А ханафитские ученые склонились к мнению, что закят спадает по причине вероотступничества......

СКАЧАТЬ ВСЮ КНИГУ
Comments

No posts found