-->
СВОБОДА, что это?
27/10/2020

Свобода относится к числу главных принципов правления праведных халифов. Этот принцип предполагает обеспечение людям свободы в рамках Исламского Шариата. То есть люди вольны делать всё, что не противоречит Шариату. Призыв ислама к освобождению людей — всех людей — был столь масштабным, что в истории трудно найти подобные примеры.  В эпоху праведных халифов существовали свободы, известные нам сегодня.  Это свобода вероисповедания, свобода передвижения, право на безопасность, свобода выбора места жительства, свобода владения собственностью и свобода мнения.

Ислам также признаёт право на жизнь, которое является более широким понятием, чем право на безопасность: если соблюдение права на безопасность обеспечивается отказом государства от агрессии и всех действий, угрожающих безопасности людей, то соблюдение второго из этих прав предполагает ещё и принятие мер по защите людей от любой агрессии и угрозы. Эта защита возлагает ответственность на всех людей, потому что ущемление одного человека в его праве на жизнь приравнивается к покушению на всех людей.

Свобода в исламе распространяется на все сферы человеческой жизни. Ислам предоставляет человеку различные виды свободы при условии, что её источником является разум человека, а не его пристрастия и прихоти и что он использует эту свободу во благо себе и обществу. Потворствовать своим страстям и прихотям, бездумно удовлетворять свои животные желания, впадать в вольнодумство и вседозволенность, осквернять святыни, сеять смуту, а также агрессивно относиться к другим людям и причинять им вред — это не свобода. 

У свободы есть границы, которые разумный человек не преступает, дабы не посягать на свободу других, ибо свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Если говорить о свободе вероисповедания, то ислам никого не принуждает к его принятию. Он лишь побуждает человека размышлять о Вселенной, Аллахе и Его творениях, а также об исламе как религии и велит призывать людей к религии Аллаха наилучшим образом, с мудростью и благим увещеванием. В мусульманском обществе у любого человека есть свобода слова, позволяющая ему беспрепятственно высказывать свои мысли и делиться с другими людьми полезными, созидательными идеями через любые средства массовой информации.  Свободы, которые ислам предоставляет людям, сослужили огромную службу исламскому государству, значительно облегчив открытие для ислама новых земель в период правления праведных халифов.

Люди охотно принимали ислам, учитывая тиранию, которая господствовала в римском и персидском государстве, жёсткое классовое деление и притеснение людей, особенно представителей политической оппозиции и национальных и религиозных меньшинств в этих государствах.  Ислам почтил человека и обеспечил ему свободу, и все свободы, известные сегодня, существовали и в государстве праведных халифов.Повелитель верующих 'Али ибн Абу Талиб заботился о том, чтобы люди в исламском государстве пользовались полной свободой, не причиняя при этом вреда друг другу и не ущемляя права друг друга.Сам Али говорил: «Скверный запас для Дня воскресения — нарушение прав Его рабов».

Он подчёркивал, что и судебные решения должны выноситься только на основе полной убеждённости, порождаемой вескими доказательствами, а не предположений. Таким образом, утверждённый и широко известный сегодня принцип изначальной невиновности, гласящий, что человек считается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное, был утверждён исламом ещё тогда, полторы тысячи лет назад. В эпоху повелителя верующих Али ибн Абу Талиба принцип свободы претворялся в жизнь самым замечательным образом, несмотря на то что править ему пришлось в очень трудных условиях — смуты, заговоры, войны...

Казалось бы, у Али были все основания для введения того, что сегодня называется «чрезвычайным положением», — а оно предполагает ограничение свободы граждан государства.  Тем не менее повелитель верующих Али ибн Абу Талиб не стал ограничивать свободу мусульман и никого не принуждал оставаться на территории его государства под его властью или, напротив, покидать пределы государства.  В дни его правления его сторонники и противники пользовались одинаковой свободой. Али никого не принуждал участвовать в сражениях с Му'авией или принимать его сторону в этих сражениях. Повелитель верующих Али ибн Абу Талиб не мешал тем, кто желал перейти на сторону Му'авии и присоединиться к нему. Али не ограничивал свободу и единомышленников Абдаллаха ибн Мас'уда, 'Убайды ас-Сальмани и ар-Раби' ибн Хайсама, которые отказались участвовать в войнах Али с Му'авией и жителями Шама. Когда они пожелали, чтобы он отправил их охранять некоторые границы исламского государства, он удовлетворил их просьбу. И даже когда хариджиты восстали против него после сражения при Сыффине из-за того, что он согласился на третейский суд, он не принуждал никого из них оставаться под его властью или, наоборот, покидать пределы исламского государства. 

Он велел своим наместникам не преграждать путь этим людям, если только они не станут творить нечестие на земле и нападать на людей. Сам повелитель верующих 'Али ибн Абу Талиб сказал: «Мы обещаем вам три вещи: мы не станем запрещать вам молиться в этой мечети, не станем лишать вас вашей доли этого имущества (фай) до тех пор, пока ваши руки будут вместе с нашими, и не станем сражаться с вами до тех пор, пока вы не начнёте сражаться с нами».

Comments
Да воздаст Вам Всевышний благом многократно в обоих мирах, очень полезная статья! Маа шаа Аллах. А тем, кто просто пролистал, советую вернуться и прочитать)