Как рассчитать закят
06/16/2019

Виды Закята:


Закят является обязательным с четырёх видов имущества:
1) Скот, находящийся на пастбищах;
2) Урожай с земли;
3) Ценности;
4) Товары.



Закят


Условия обязательности: закят является обязательным только при соблюдении следующих условий:
1) Человек должен быть мусульманином;
2) Свободным (не рабом);
3) У него должно иметься вышеупомянутые вещи в таком размере, с которого берется закят (этот размер называется нисаб— минимальный достаток или имущество, с которого необходимо выплачивать закят. Минимум золота, с которого выплачивается закят составляет 20 мискалей (от 85 до 94 грамм); серебра — 200 дирхемов (около 640 грамм); зерна и фруктов — 5 васков (около 673,5 кг); верблюдов и коров — 5 голов; овец — 40 голов);
4) Полное владение данным имуществом.
5) истечения полного года (по лунному календарю 354 дня) (за исключением урожая).



Закят с урожая: закят берется с зерна и плодов при выполнении трех условий:


1) Растение должно быть из тех, что отмеряют и запасают, как ячмень и пшеница из зерновых и виноград и финики из плодов. Что же касается того, что не отмеряют, но запасают – овощи, зелень и т.д., то с них не берется закят.
2) Определенное количество (вес) – 653 кг и больше;
3) Растения должны принадлежать данному человеку в то время, когда с него должен взиматься закят, то есть тогда, когда уже видна годность плодов (когда они пожелтели или покраснели) и зерна (когда оно налилось и высохло).
С того, что орошается без приложения усилий – посредством дождя или рек, берется десятая часть (‘ушр), а с того, орошение чего требует усилий и затрат (например, орошение водой из колодца и т.д.) – то берётся половина ‘ушр (5%). Что же до того, что орошается и тем, и другим способом, то тут нужно смотреть, какой способ применяется больше (считать количество дней в году, в течение которых посевы орошаются тем или иным способом).



Закят с ценностей: ценности подразделяются на два вида:


1) Золото – с него не берется закят, пока его вес не доходит до 85 граммов;
2) Серебро – с него не берется закят, пока его вес не доходит до 595 граммов.


С бумажных и металлических денег закят не берется до тех пор, пока их общая стоимость не доходит (на момент выплаты закята) до стоимости 85 граммов золота или 595 граммов серебра (берется наименьшая из них). Размер закята с ценностей – 2,5%.
С разрешенных украшений (драгоценностей), предназначенных для использования, закят не берется. С тех же, которые даются напрокат или просто хранятся про запас, закят взимается.
Разрешенными для женщин являются традиционные золотые и серебряные украшения. Также разрешено нанесение небольшого количества серебра на посуду. Мужчинам разрешается ношение в небольших количествах серебра в виде кольца, очков и пр. Мужчинам разрешается носить небольшое количество золота, если оно связано с чем-то иным (пуговицы костюма, зубная пломба), без уподобления женщинам.
Человек, деньги которого постоянно уменьшаются или увеличиваются, так что ему трудно выплачивать закят с каждой суммы в году, должен выбрать определенный день в году и выплачивать в него закят. В этот день он смотрит, сколько у него имеется на данный момент, и выплачивает 2,5%, даже если часть этих денег и не пробыла у него года. Человек, получающий зарплату или сдающий что-то в аренду (дом, землю) и при этом ничего не откладывающий про запас из этих денег, не должен выплачивать закят, даже если сумма велика. Если же он откладывает что-то про запас, он должен выплачивать с этого закят по прошествии года, а если это представляет для него трудности, то он должен выбрать один день в году и выплачивать в него закят, как уже говорилось об этом ранее.



Закят с долга: человек, которому должен богатый или кто-то, от кого можно беспрепятственно добиться возвращения этого долга, обязан выплатить с него закят, как только получит его назад, за весь прошедший период. Если же вернуть этот долг не представляется возможным (если должник банкрот, например), то с заимодавца закят не взимается, поскольку он не имеет возможности распоряжаться этими деньгами.



Закят с товаров: закят с них взимается только при выполнении следующих условий:
1) Они должны быть во владении данного человека;
2) У него должно быть намерение, что они предназначены именно для торговли;
3) Их ценность должна достигать наименьшей из двух стоимостей – стоимости 85 граммов золота или 595 граммов серебра;
4) Прошествии года.
Если все условия выполняются, выплачивается закят со стоимости этих товаров. Если у человека имеется еще и золото, серебро, а также купюры или металлические деньги, их прибавляют к товарам, чтобы их общая стоимость достигла нужного предела (нисаб). Если же у человека появилось намерение пользоваться вещами, которые представляют собой товар (одежда, дом, машина и т.д.), то закят с них не выплачивается. Если же позже он решил использовать их для торговли, возобновляется год, по прошествии которого выплачивается закят.



Закяту-ль-фитр: его обязан выплачивать каждый мусульманин, который имеет состояние, превышающее стоимости минимума пропитания для себя и своей семьи. Выплачивается он в ночь перед Праздником или днем в Праздник. Размер его – 2,25 кг еды, обычной для данной страны, с каждого человека, будь то мужчина или женщина. Тот, на ком лежит обязанность выплачивать его за себя, должен выплачивать его и за тех, кто находится на его содержании, в ночь Праздника, если у него есть такая возможность. Желательно выплачивать его в день Праздника до праздничной молитвы, и нельзя оставлять его выплату на время после этой молитвы. Разрешается выплачивать его за день-два до Праздника, и можно отдавать одному человеку закят от нескольких, и можно давать нескольким людям закят, причитающийся с одного.



Выплата закята: закят выплачивается сразу же (по истечении года), и опекун несовершеннолетнего или сумасшедшего обязан выплачивать закят с их имущества. Сунной является самостоятельная выплата и распределение закята владельцем данного имущества. Необходимым условием его выплаты для мукалляфа (тот на ком лежит религиозная обязанность выплаты закята, достигший совершеннолетия и не сумасшедший), является намерение. И если же человек выплачивает его с намерением раздачи милостыни, закят его не засчитывается, даже если он пожертвовал все свои деньги. Лучше всего отдавать закят с любого имущества бедным людям данной местности, и его можно отправлять в другие места, если в этом есть польза. Считается действительной выплата закята за два года, если у человека имеется нисаб.



Кому выплачивается закят: закят выплачивается восеми категориям людей
1) Бедные;
2) Неимущие;
3) Сборщики закята;
4) Те, сердца которых желательно склонить к Исламу;
5) Рабы (их выкуп или помощь им в освобождении себя);
6) Должники;
7) Расход на Пути Аллаха;
8) Путники.
Всем вышеперечисленным группам дается столько, сколько им необходимо, кроме сборщика закята – ему дается столько, сколько составляет плата за его работу, даже если он богат. Выплата закята хариджитам и совершающим несправедливость (притеснителям и тиранам), если данная страна оказалось под их властью, засчитывается. Если правитель взимает закят с людей принудительно или по доброй воле, его выплата его засчитывается, независимо он того, справедлив этот правитель или нет.
Не засчитывается выплата закята неверному, рабу, богатому, тому, кого человек и так обязан содержать, а также хашимитам. И если человек выплатил закят тому, кто не имеет не него прав, не зная об этом, и потом узнает, его закят не засчитывается, кроме того случая, когда человек отдает закят тому, кого считает бедняком, а впоследствии выясняется, что тот богат.



Добровольная милостыня (садака):

Посланник Аллаха сказал (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, среди того, что достигает верующего из его благих деяний после его смерти – знание, которому он обучил и которое он распространил, праведный ребенок, которого он оставил, свиток Корана, который он оставил наследникам, мечеть, которую он возвел, или дом для путника, который он построил, или река, которую он провёл, или милостыня, которую он раздал из своих денег при жизни, пребывая в добром здравии. (Награда за все это) достигает его после его смерти» (Ибн Маджа).

Комментарии

Сообщения не найдены