Запретные торговые сделки
15/06/2019

Мудрый Законодатель запретил некоторые торговые сделки, которые приводят либо к упущению более приоритетных дел, например, пропуск обязательного поклонения, либо к причинению ущерба другим.


К запретным видам торговых сделок относятся следующие:

1— Продажа и покупка после второго призыва на пятничную молитву. Если тот, на кого возложена обязанность совершения пятничной молитвы, будет покупать или продавать после второго азана на пятничную молитву, то заключенная им сделка будет считаться недействительной. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю!» (сура 62 «аль-Джумуа Собрание», аят 9). Всевышний Аллах запретил торговать в это время, а если Он это запретил, значит, такая купля-продажа является харамом и сделка становится недействительной.


2 — Продажа товаров, которые будут способствовать ослушанию Аллаха и использоваться в запретных по Шариату целях. Нельзя, например, продавать сок тому, кто будет изготавливать из него вино, либо посуду тому, кто будет распивать из неё алкогольные напитки, либо оружие в то время, когда между мусульманами разгорелась смута. Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг в другу в грехе и несправедливости» (сура 5 «аль-Маида Трапеза», аят 2).


3 — Перебивание продажи товара Например, когда один человек говорит покупателю, который хочет приобрести что-либо за 10 (денежных единиц): «Я тебе продам то же самое дешевле», или «Я тебе продам товар лучшего качества за ту же самую цену». Вывод о том, что такая сделка запретна, следует из хадиса, который передал Ибн Умар: «Пусть никто из вас не перебивает торговлю другого» [Аль-Бухари и Муслим].


4 — Перебивание покупки товара Например, когда один человек говорит продавцу: «Отмени продажу! Я у тебя куплю этот же товар по более высокой цене», хотя и продавец, и покупатель уже договорились о цене товара. Эта ситуация является разновидностью запрета перебивать торговлю, о котором говорится в вышеупомянутом хадисе Ибн Умара.


5 — Продажа товара в рассрочку и выкуп его обратно за меньшую цену наличными (торговля вида «аль-‘ина«). Этот вид торговли представляет собой следующее: человек продаёт свой товар другому за определённую сумму в рассрочку, а затем выкупает у него тот же товар [наличными], но уже за меньшую цену. А по истечении срока рассрочки покупатель выплачивает продавцу первоначальную цену товара. Например, человек продал в рассрочку покупателю участок земли за 50 тысяч, которые должны быть оплачены покупателем по истечении года. Затем продавец выкупает у него этот же участок земли за 40 тысяч наличными. Таким образом, на покупателе остаётся долг в 50 тысяч, которые он должен выплатить в начале года, из которых 10 тысяч являются ростовщичеством. Этот вид торговой сделки был назвал «аль-‘ина» потому, что покупатель вместо товара получает наличные деньги (‘айн). Такой вид сделки объявлен в Шариате запрещенным, поскольку эта схема является ухищрением для занимания денег под проценты, что есть ростовщичеством. Ибн Умар передал, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы станете продавать товар в рассрочку и выкупать его обратно за меньшую плату, довольствоваться земледелием и перестанете вести джихад, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии» [Ахмад и Абу Дауд. Аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха»].


6 — Перепродажа товара, которым человек ещё на владеет Этот вид торговли представляет собой следующее: человек купил товар, а затем тут же перепродает его, хотя он ещё не получил товар и не стал его собственником. Абу Хурейра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто закупает съестные припасы, тот не должен продавать их до тех пор, пока он не получит сполна то, что купил» [Аль-Бухари и Муслим]. Зейд ибн Сабит сообщил, что «посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговцам продавать товар там, где он был куплен, до тех пор, пока они не донесут его до своих владений» [Абу Дауд. Имам ан-Навави назвал это хадис достоверным в «аль-Лулу аль-масну» (1691)].Таким образом, если человек что-то купил, то ему нельзя продавать купленную вещь до тех пор, пока он не станет её полным владельцем.


7- Продажа неспелых плодов до того как выяснится, пригодны ли они к употреблению Нельзя продавать неспелые плоды до того как выяснится, пригодны ли они к употреблению, поскольку есть опасение, что они могут погибнуть либо испортиться до снятия урожая. Анас передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Скажи мне, если по воле Аллаха плоды испортятся, то за что же любой из вас будет брать деньги своего брата (по вере)?» [Аль-Бухари и Муслим].Кроме того, Ибн Умар передал, что «посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продавать и покупать плоды, пока не станет ясно, что они пригодны к употреблению» [Аль-Бухари и Муслим]. Пригодность плодов к употреблению определяется их спелостью. Как известно, если это финики, то они должны покраснеть или пожелтеть, если виноград, то он должен потемнеть и стать сладким на вкус, если хлебные злаки, то их зерна должны высохнуть и затвердеть. Подобные признаки спелости есть и у остальных сельскохозяйственных культур, фруктов и плодов.


8 — Взвинчивание цены (наджш) Этот вид торговли представляет собой следующее: человек поднимает цену на товар, выставленный на продажу, хотя на самом деле он не собирается покупать его, стремясь тем самым обмануть другого, вызвав в нём желание купить его подороже, и потому он набивает цену товару. Ибн Умар передал, что «посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил взвинчивать цену» [Аль-Бухари и Муслим].

Comments

No posts found